Начало статьи по ССЫЛКЕ
Для реализации выдвинутой идеи было создано Федеральное Министерство экономического развития по Дальнему Востоку, принят ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» №473- ФЗ от 29 декабря 2014г. Согласно принятому закону целью создания новых институтов (ТОР), является комплексное решение и всестороннее обеспечение задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока. Сложившийся уровень экономического развития региона пока не соответствует той роли, которая ему отводится в принятой концепции. Здесь сказывается его удаленность от наиболее развитых западных регионов страны, большая тарифная нагрузка, кадровая и инфраструктурная недостаточность.
На Дальний Восток приходится 5.5% ВВП страны и около 5% ее внешнеторгового оборота. В географическом направлении внешнеэкономические связи региона традиционно ориентированы на АТР, где его основными торговыми партнерами являются Китай, Япония и Республика Корея. На долю этих стран в 2015г. приходилось 76.7% внешнеторгового оборота (78.5% в 2014г.), в том числе экспорт составил 80.1% (80.7%), импорт составил 64.2% (72.5%).
Основу регионального экспорта составляет продукция топливноэнергетического комплекса (61.5% в 2016г., 68.5% в 2014г.), рыбохозяйственного (11% в 2016г., 7.7% в 2014г.), лесопромышленного (4.2%, 3.6% соответственно). В то время, как на продукцию машиностроения в 2015г. приходилось 2.6% против 1% в 2014г. Такой рост произошел за счет снижения поставок сырьевой продукции. Основу импорта традиционно составляет продукция машиностроения (46.9% в 2015г., 51.6 %в 2014г.), продовольственные товары (20.1% в 2015г., 18.3% в 2014г.), металлы и изделия из них (12.2% в 2015г., 11.3% в 2014г.), химические товары (11% в 2015г., 9.3% в 2014г.). Налицо схожесть региональной и общероссийской структуры внешней торговли, как результат сохраняющейся сырьевой модели развития страны.
При оценки в регионе роли микро- и макроэкономических факторов влияние последних более ощутимо. Анализ развития экономики Дальнего Востока за последние годы подтверждает, что здесь за счет внешнеторговых факторов экономическая ситуация хотя и остается сложной, но она менее негативна в сравнении со средне-российской. В частности, промышленное производство в регионе сохраняет слабо положительную тенденцию (101% в 2015г., 105.3% в 2014г.), в сравнении с негативной средне-российской тенденцией (96.6% в 2015г., 101.7 в 2014г.). Положительная тенденция, как и в предыдущие годы связана с ростом производства добывающих отраслей (107.7% в 2015г. в регионе, 100.3% в РФ). Что же касается отраслей обрабатывающего сектора в регионе (авиа-, судо-, машиностроение), то здесь спад производства оказался более глубоким по сравнению с общероссийским. Основная причина сокращения — недостаток инвестиций.
Продвигаемая в настоящее время концепция создания ТОР должна стать переломным моментом в развитии экономики Дальнего Востока РФ. В регионе активно создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Если в 2015г. к реализации были приняты три проекта ТОСЭР (два — в Хабаровском крае, один — в Приморском крае), то к сентябрю 2016г., как сообщалось на Восточном экономическом форуме уже было создано 13 ТОСЭР, в рамках которых было заявлено более 140 инвестиционных проектов, в том числе и со стороны иностранных фирм. Инвесторы, ставшие резидентами ТОСЭР, согласно принятому закону, получают готовую инфраструктуру, налоговые льготы, упрощенные условия ведения бизнеса и специальные механизмы защиты прав. Учитывая скорость создания ТОСЕР не только на Дальнем Востоке РФ, но и в других регионах страны, вызывает определенную настороженность два обстоятельства. Во-первых, отсутствие четкой организационной структуры функционирования ТОСЭР. В зарубежной практике наиболее эффективными признаны создаваемые кластеры, где учитываются интересы всех заинтересованных сторон — государства, региона, науки, бизнеса, включая малый и средний, в том числе компаний осуществляющих таможенное оформление. Во-вторых, отсутствие разработанной и принятой на государственном уровне методики по оценке эффективности функционирования ТОСЭР. Наличие такой методики позволит дать более объективную оценку деятельности первых ТОСЭР, предвидеть возможные последствия их функционирования и, при необходимости, внести соответствующие коррективы. Разработка подобной методики должна осуществляться при тесном сотрудничестве дальневосточного научного сообщества и представителей бизнес структур и контролирующих федеральных органов.