Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из важнейших аспектов международных экономических отношений, они представляют собой интегрированный инструмент экономического развития. ОЭЗ создаются государством, после чего наделяются экономическими льготами и особым юридическим статусом для привлечения иностранных инвесторов в нужные для страны отрасли.
В мировой экономике существует богатый опыт использования данного инструмента в целях экономического развития. На сегодняшний день в мире существуют более 4000 ОЭЗ. Всего выделяют около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ). В их числе — зоны специального назначения, например, эколого-экономические, туристические и пр. (их более 100), зоны свободной торговли (около 400), научно-промышленные парки (около 400), а также экспортно-производственные зоны (около 300).
На сегодняшний день в Российской Федерации создаются ОЭЗ следующих типов: технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; промышленнопроизводственные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны. Характеристика ОЭЗ данных типов представлена в табл. 1.
Рис. 1 Классификация ОЭЗ в России На рис. 1, не указаны ОЭЗ расположенные на территории Калининградской и Магаданской области, поскольку они были созданы до разграничения зон по типам их деятельности и не предусматривают какого-то определённого направления.
Не имеет значения, в каком направлении функционирует ОЭЗ, их основной задачей является привлечение инвестиций в ключевые отрасли экономики посредством предоставления определенных преференций, которые включают:
— Налоговые льготы
— Таможенные льготы
— Льготные условия аренды
Налоговые льготы — резидентам ОЭЗ предоставляется возможность платить налог на прибыль по заниженной ставке, которая определяется по виду ОЭЗ.
Компании, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, платят налог на прибыль в размере 20 % (из них 2 % в Федеральный бюджет, 18 % в региональный бюджет);
Резиденты технико-внедрических ОЭЗ 0 % на протяжении 5 лет в Федеральный бюджет, 0-13,5 % в региональный бюджет;
В промышленно-производственных ОЭЗ резиденты платят 2 % в Федеральный бюджет, 0-13,5 % в региональный бюджет;
Если резиденты Туристско-рекреационных ОЭЗ объединены в кластер, то их ставка налога на прибыль равна 0 % на 10 лет в Федеральный бюджет и 013,5 % в региональный бюджет;
Как и в Промышленно-производственных ОЭЗ, резиденты Портовых особых экономических зон платят 2 % в Федеральный бюджет, 0-13,5 % в региональный бюджет;
Тем самым резиденты особых экономических зон получили значимые налоговые преференции сравнительно с компаниями не на льготных территориях.
Таможенное оформление — классифицируются на преференции для иностранных товаров и товаров Таможенного союза: Иностранные товары которые ввозят на территорию ОЭЗ не облагаются таможенными пошлинами и налогами, а так же не применяются меры нетарифного регулирования; Товары Таможенного союза ввозимые на территорию особых экономических зон проходят таможенную процедуру не уплачивая при этом вывозную таможенную пошлину, а также без применения запретов и ограничений.
По окончанию таможенной процедуры СТЗ товары, подвергаемые под действие таможенных процедур СТЗ, а также продукты переработки, изготовленные из таких товаров, помещаются под другие таможенные процедуры, установленные ТКТС, в зависимости от статуса товаров.
Помимо этого продукты переработки, вывозимые т с территории особых экономических зон на остальную часть территории Таможенного союза, будут иметь статус иностранных товаров.
Определение статуса товаров осуществляется, когда продукты переработки вывозятся за территорию Таможенного союза.
Во время определения статуса товара резидент вправе выбрать критерии достаточной переработки товаров, которые могут выражаться:
• изменением классификационного кода товара по ЕТНВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков;
• выполнением необходимых условий достаточности переработки;
• изменением стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).