Начало статьи по ССЫЛКЕ
Так же, одной из проблем является недоверие иностранных и отечественных инвесторов к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, да и в целом проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.
Недостаточное развитие исследований рынков сбыта продукции ОЭЗ, так же является проблемой при формировании особых экономических зон, нужно использовать маркетинговых стратегии ориентируемые на разные целевые группы: от инвесторов до представителей государственного аппарата. Такие стратегии в России отсутствуют и реализация возможностей маркетинга недостаточна, в особенности, за рубежом.
Период регистрации филиалов и представительств в ОЭЗ может составить около года. Он включает в себя проведение предварительных переговоров, разработку проекта согласно официальным требованиям, получение согласования от профильных ведомств и соответствующих региональных властей, а также таможенное оформление. Следует также отметить, что форма бизнес-плана для потенциальных резидентов ОЭЗ регламентирована приказами Министерства экономического развития, отступление от которых не допустимо.
Недостаточное развитие объектов инфраструктуры- при формировании ОЭЗ требуется значительное финансирование для того,_чтобы создать наиболее привлекательные условия для будущих инвесторов. Это финансирование направляется как на развитие инфраструктуры, так и на проведение маркетинговых процедур. Так, на 1 июля 2014 года из государственного бюджета было выделено 68,6 млрд рублей
Рис. 7 Финансирование ОЭЗ федеральным бюджетом в %
Как видно на рис. 7, лидерами по привлечению средств из государственного бюджета стали технико-внедренческие и промышленнопроизводственные ОЭЗ. Около 14 млрд рублей было направлено на развитие ОЭЗ в Татарстане — «Алабуга», профильными направлениями деятельности в которой являются развитие автомобилестроения, нефтехимической промышленности, производство строительных материалов, а также товаров массового назначения. На сентябрь 2015 г. На территории Алабуги зарегистрирована 41 компания, среди которых ООО «Форд Соллерс Елабуга», ЗАО «Полиматиз», ЗАО «Интерскол-Алабуга», ООО «Роквул-Волга» и другие.
Финансирование ОЭЗ производится не только из федерального бюджета, но также из бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых данные зоны располагаются. На 1 июля 2014 года финансирование имело следующую структуру:
- технико-внедренческие ОЭЗ были профинансированы на 51 % из федерального бюджета, а на 49 % — из бюджетов субъектов;
- промышленно-производственные получили 63 % финансирования из федерального бюджета и 37 % — из региональных бюджетов;
- туристско-рекреационные ОЭЗ получили только 23 % средств из местных
- бюджетов, а остальные средства были направлены из государственного бюджета;
- портовые ОЭЗ были профинансированы на 77 % из региональных бюджетов и на 23 % — из государственного бюджета.
Выводы
Проанализировав ситуацию с ОЭЗ, можно прийти к выводу, что для эффективной работы ОЭЗ и их сотрудничество с остальным миром, необходимо выполнить ряд мер:
Сформировать на федеральном уровне четкую концепцию в области ОЭЗ, которая будет учитывать как общегосударственные, так и региональные интересы;
Разработать соответствующий законодательно-нормативную базу, регулирующую процесс создания и работоспособности ОЭЗ;
Предоставить иностранным и российским инвесторам, действующим в ОЭЗ, лучшие условия для ведения хозяйственной деятельности.
Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования особых экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона. Точечные меры, направленные на решение отдельных вопросов, вряд ли смогут обеспечить эффективное привлечение инвестиций, развитие производства и рост валового регионального продукта.