Таможенное дело представляет собой методы по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые связанны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная политика являет перед собой одно из направлений деятельности государства по регулированию внешнеторговой деятельности, через установленные таможенные режимы, которые необходимы для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Целью статьи является анализ текущего положения Российской Федерации на международной арене и основные проблемы, с которыми столкнулась таможенная политика России. В данной статье описываются отношения между Россией и основными торговыми ассоциациями и стратегически важными партнерами (ВТО, Таможенный союз).
Вы можете осуществить полный цикл таможенное оформления с помощью наших специалистов.
Таможенная политическая система России направленная и используется для защиты экономической независимости и безопасности государства, а также для поддержания внутреннего рынка страны, торговли и промышленности отечественного производителя. Реализация такой стратегической деятельности будет связана с таможенной политикой стран, которая в свою очередь является неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства.
Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Одним из видов таможенных платежей таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина — в соответствии с Законом «О таможенном тарифе» — это платеж, взимаемый, таможенными органами Российской Федерации, при ввозе или вывозе товара через таможенную территорию Российской Федерации и является необходимым условием такого ввоза или вывоза.
Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей являются:
1. Таможенная стоимость товара;
2. Количество товара;
3. Таможенная стоимость и количество товара.
Чтобы определить налоговую базу необходимо знать ставку установленную в отношении данного товара при использование таможенной пошлины.
Существуют три вида ставок таможенной пошлины:
- Адвалорные ставки предоставляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
- Специфические ставки начисляются в евро, в установленном размере за единицу облагаемых товаров.
- Комбинированные ставки, представляют собой сочетание специфических и адвалорных ставок. Комбинированные ставки начисляются на основе таможенной стоимости товара либо количество товара в натуральном выражении.
Нетарифные методы регулирования представляют собой совокупность средства внешнеторговой политики, не имеющие отношение к таможенно-тарифным ограничениям и осуществляются с помощью административного управления, основная задача которого заключается в регулирование внешнеторгового оборота. Применение нетарифных методов регулирования внешнеторговой политики обусловлено тем, что имеет право устанавливать свои ограничения на ввоз иностранных товаров и услуг. А так же способствует созданию условий для эффективного развития производства экспорта, и проводить необходимую деятельность на внутреннем рынке для защиты отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в целях внешнеторговой политики, развитые страны.
Нетарифные ограничения принято классифицировать на пять важных групп, в разработке которых участвовал Секретариат ГАТТ/ВТО:
1. Количественное ограничения импорта и экспорта;
2. Таможенные и административные формальности экспорта и импорта;
3. Стандарты и требования к качеству товаров и услуг;
4. Ограничения платежей;
5. Участие государства во внешнеторговых действиях.
Данные методы нетарифного ограничения торгового оборота в основном применяются в международной торговле. При этом к ним относятся:
• Квотирование;
• Лицензирование;
Таким образом исследованная таможенная политика России, позволяет рассмотреть её экономические аспекты. Таможенная политика представляет собой сложный, многоуровневый, но при этом разнонаправленный политический процесс, нуждающийся в полном исследование своего предмета.
Предметом исследования таможенной политики являются её факторы формирования, а также методы и пути её реализации.
Задача данного исследования заключается в рассмотрение данных за 2014-2016 года, выявление проблем и пути их решения в реализации таможенной политики в современной России.
Для успешной работы на мировом рынке, таможенная политика будет акцентироваться в сфере диверсификации экономики, повышения своей конкурентоспособности, а также обеспечение отечественного производителя всеми возможными средствами. Так, например, в соответствии с рис. 1, в 2015 году динамика внешнеторгового оборота по итогам года составляет — 45,37 млрд. долларов. При этом на долю экспорта приходится — 29,04 млрд. долларов, на импорт — 16,33 млрд.долларов.
Деятельность таможенной политики направлена на решение проблем в сфере модернизации и повышения эффективности отечественной промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в будущем могут увеличить экспорт в экономической деятельности государства, также усовершенствовать продовольственную деятельность страны.
Уровень ставок ввозных таможенных пошлин зависит от того, как Россия будет выполнять свои обязательства перед ВТО.
Так, например в 2016 год средний уровень пошлин снизится с 8,5% до 6% по промышленным товарам и с 11,2% до 8,7% — по продовольственным.
Упадок цен на сырьевые товары и обесценивание рубля стали основными причинами низких показателей по стоимости торговли в 2015 году.
Тем временем, как показано на рис. 2, на мировом рынке стали происходить важные структурные изменения — российские экспортеры многих отраслей стали делать акцент на рынки стран дальнего зарубежья, в то время как импортеры, напротив, стали увеличивать закупки из стран СНГ.
По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении, увеличение структурных изменений составит 5,5% в 2015 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2015 году. Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств.
Для того, чтобы промышленные отрасли российской экономики приспособились к новым условиям, необходимо создать предпосылки для различных категорий товаров в различные сроки.
Эффективность таможенного администрирования, а точнее его повышение, является одной из важнейших проблем таможенной политики в современной России. Также актуальна проблема совершенствования правовой практики, она вызывает контраст, так как необходимо проводить унификацию регулирования с государствами — членами Таможенного союза.
Для решения данной проблемы был утвержден план необходимых мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования». Данное распоряжение даёт право сократить сроки и количество документов, необходимых таможенным органом для совершения таможенных операций, а так же увеличение мониторинга практики электронного декларирования, что позволит ускорить выдачу специальных документов.
Ещё одна проблема таможенной политики современной России заключается в позиционирование Таможенного союза. Она применяется в международной торговой системе, и нацелена на расширение торговли и улучшение доступа на внешние рынки. Для решения данной проблемы торговая политика Таможенного союза ведёт переговоры о заключении соглашений свободной торговли путем расширения зоны преференциальной торговли. Соглашение о свободной торговле основывается, прежде всего, на достижение значимого экономического эффекта и используется для расширения экономики, а именно: доступа на зарубежные рынки и привлечение передовых технологий.
Таможенная политика в 2014-2016 года будет особенной, привлекать растущими отношениями между Россией и Единым экономическим пространством, как крупного рынка сбыта для несырьевой продукции зарубежных стран и товаров высокой степени переработки.
Также для эффективной таможенной политики необходимо применение мер нетарифного регулирования и тарифных квот с ВТО. Но несмотря на всё это, главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В связи с этим, будет проведена работа по оптимизации товаров, на которые будут изменены ставки ввозных таможенных пошлин, они будут принимать их только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы положен принцип создания транспарантных механизмов.
Совершенствование таможенной политики имеет большую важность в России. Таможенная политика — это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. В случае соблюдения всех необходимых условий, можно сделать вывод, что большая часть таможенных ставок ввозного тарифа имеют отклонения от показателей российских показателей, в пределах одного процентного пункта. В то же время по нескольким тарифным позициям снижение ставок пошлин может достигать 50 и более процентов.
В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты.
Таким образом, Россия будет занимать активную позицию в таможенной политики, которая в свою очередь направлена на минимизацию негативных последствий от снижения тарифных ставок.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий направленных на согласование и реализацию различных внутриполитических и внешнеполитических интересов государства, через уполномоченные органы таможенного дела.
Всё это показывает, насколько таможенная политика Российской Федерации тесно связана с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности.