Предыдущая часть статьи по ССЫЛКЕ
Кипр с 1 января 2013 года исключен из перечня офшорных зон приказом Министерства финансов (далее Минфин) России от 21.08.2012 г.11 Все государства, за исключением Кипра, имеют население менее 100 тысяч человек, но при этом характеризуются большими инвестиционными поступлениями из России. Минфин, исключив Кипр из собственного «черного списка» офшоров, облегчил его деятельность. Ведь у государства, попавшего в перечень офшорный зон, автоматически под контроль попадают цены всех сделок на сумму свыше 60 миллионов рублей. Офшоры, кроме того, лишаются льгот по дивидендам. Если у российской компании есть иностранная дочерняя компания в юрисдикции офшора, существующая больше года, то поступающие от неё дивиденды имеют ставку равную 9 %. Глобальный Форум организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), проводимый 29 и 30 октября 2015 года, признал Кипр государством, «в значительной мере соответствующее требованиям» ОЭСР12.
Для международных инвестиций важна не только география распределения, но и структура поступлений. Структура российского экспорта инвестиций выглядит следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура экспорта инвестиций России за 2005-2013 гг.
Российские внешние вклады в основном представлены прочими инвестициями, которые в 2005 году составляли более 95 % инвестиций России, в 2013 году их доля уменьшилась до 60 %. Основу прочих инвестиций из России в 2005 году составляют на 55 % банковские вклады и на 40 % – торговые кредит, в 2007 году увеличилась доля прочих кредитов с 5 до 20 %. В 2013 году 80 % прочих инвестиций из России приходились на торговые кредиты, 19 % на прочие кредиты и только 0,8 % на банковские вклады. Также большая доля российских вкладов формировалась из прямых инвестиций, которые в 2013 году достигли пика в 37 %. Основная составляющая этой группы инвестиций – взносы в капитал. За 2005-2012 годы они в среднем составляли 63 % прямых инвестиций, в 2013 – 85 %.
Любое государство, стремясь к стабильному росту, должно совершенствовать не только вклады резидентов, но увеличивать и повышать эффективность иностранных инвестиций в национальную экономику. Структура импорта иностранных инвестиций в Россию выглядит следующим образом (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура импорта инвестиций за 2005-2013 гг.
Структура иностранных инвестиций в Россию по приоритетам схожа с потоками из страны. Но, если удельный вес прямых и прочих инвестиций из страны имеет тенденцию роста, то в страну эти две составляющие с 2010 года находятся в соотношении 10 % прямых инвестиций против 90 % прочих. Прямые инвестиции в 2005 году преимущественно формируются из взносов в капитал, в 2007 и 2013 год структура стала более сбалансирована: 50 % – взносы в капитал, 30 % – кредиты, полученные от зарубежных совладельцев и 20 % – прочие операции. Структура прочих инвестиций имеет более стабильную структуру: более 80 % прочих инвестиций приходится на прочие кредиты, 17 % – на торговые кредиты.
Прямые иностранные инвестиции хоть и не имеют таких объёмов как прочие, но именно они характеризуются долгосрочными отношениями. Если учесть, что к прочим иностранным инвестициям относятся торговые кредиты и банковские вклады, то они представляют собой «короткие» вложения, которые быстро изымаются из экономики страны, а портфельные инвестиции несут в себе спекулятивный мотив. Таким образом, именно прямые инвестиции обеспечивают приток в страну-реципиента необходимый капитал в виде финансовых ресурсов, технологий, управленческого опыта и так далее.
Проблемой учета прямых иностранных инвестиций в России является не только переход прав ведения статистики от Росстата в ЦБ РФ, но и расхождение в существующей информации (таблица 5).
Прямые иностранные инвестиции в Россию по данным Росстата за 2005-2013 гг. и ЦБ РФ за 2005-2015 гг. в текущих ценах, в млрд долл. США
Наблюдаются существенные различия между данными ведомств. Согласно интервью от 11 февраля 2014 года Сергея Пухова, который является старшим научным сотрудником Центра развития Высшей школы экономики, журналу «Slon»: «Такое расхождение вызвано тем, что ведомства по-разному оценивают аффилированность дочерних структур. ЦБ различает их по принципу «резидент/не резидент», а в Росстате смотрели, кто является чьей «дочкой», даже если она не резидент». Таким образом, данные отличаются в разы из-за разных способов подсчета. В этом же интервью был дан еще один комментарий в сторону работы ведомств: «Если будет необходимость давать статистику офшорного бизнеса, то я думаю, это будет делать проще с ЦБ, чем если бы это делал Росстат, потому что там была бы статистика непрозрачная»
Таким образом, для полного отражения учета прямых иностранных инвестиций в России необходимо использовать данные о прямых инвестициях от ЦБ РФ.
Согласно данным ЦБ РФ динамика привлеченных и погашенных иностранных прямых инвестиций и их сальдо отражены в таблице 6.
Объём привлеченных, погашенных, сальдо прямых иностранных инвестиций России в текущих ценах и их цепные темпы роста за 2005-2015 гг
* Погашение инвестиций представляет собой возврат задолженности по кредитам, продажа акций, изъятие инвестиций в связи с ликвидацией предприятия и т. д.
Объёмы привлеченных Россией прямых иностранных инвестиций снижались в период кризисного 2009 года, в 2012 году, и в конфликтный для России 2014 год. Стоит отметить, что в 2012 и 2014 годы объёмы привлеченных средств снижались сильнее, чем в год мирового финансового кризиса. Объёмы погашенных средств по привлеченным инвестициям за 2014-2015 годы остаются на одном уровне, что обусловлено в первую очередь достаточным уровнем накопленных средств в национальной экономике.
Особо важный с точки зрения экономического развития страны эффект от прямых иностранных инвестиций – это расширение реального сектора. Исходя из этого, необходимо проанализировать отраслевую структуру импорт прямых иностранных инвестиций в Россию (рисунок 5).
Рисунок 5. Структура импорта в Россию прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельность за 2010, 2013 и 2015 гг.