Предыдущая часть статьи по ССЫЛКЕ
С приходом конкурентов, предлагающих товары с новыми функциональными свойствами и новые услуги для потребителей, электронная торговля переформатирует рынок. Например, традиционные физически существующие магазины во все большей степени необходимо адаптировать к росту прозрачности цен и конкуренции, предоставляя новые каналы сбыта по Интернету, инвестируя в новое оборудование и услуги, привлекая специалистов новых профессий и пересматривая свои деловые стратегии. Переход к продажам по сети − непростая задача, и даже ведущие мировые компании розничной торговли столкнулись с трудностями в ее решении.
Изменения в глобальных цепочках стоимости.
На современном этапе развития международной торговли важным является концепция вовлечения множества компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦС). Суть концепции в том, что в производстве продукта участвуют несколько стран, снижая в конечном итоге себестоимость продукции, повышая ее качество за счет специализации при производстве отдельных компонентов. По данным ЮНКТАД, 80% добавленной стоимости в мире создаются внутри производственных и торговых цепочек, контролируемых корпорациями, которые дробят процесс создания товара на стадии и фрагментируют их пространственное размещение. Страны могут импортировать компоненты для производства или экспортировать части национальной продукции для дальнейшего использования в производстве других стран.
Однако, при воздействии НТР в данном направлении возможны глобальные изменения. Применяя интернет-технологии уже не требуется выносить производства за пределы стран в физическом смысле, а использовать технологические сервисы для получения сведений о необходимом количестве производства своего товара. Так одна из зарубежных компаний – Levi, запустила технологию, благодаря которой она непрерывно получает информацию о том, какие модели и размеры реализуют ее крупнейшие продавцы. Далее происходит электронный заказ на доставку нужных тканей поставщику, который также заказывает волокно на других заводе. Таким образом, использование интернет технологий позволяет компаниям снизить издержки, минимизировать объемы запасов и оперативно среагировать на конечный спрос.
Другой момент ГЦС связан созданием добавленной стоимости на различных стадиях ГЦС. Если на этапах НИОКР, производства возможно взаимодействие стран через традиционную международную торговлю, то на стадиях дистрибуции, маркетинга, розничных продаж важную роль приобретают интернет взаимодействие как на уровне B2B, так и на уровне B2C.
Глобальные изменения в международной торговой политике
Исходя из вышесказанного вполне вероятно прогнозировать изменения в торговой политике, перехода к новой концепции интернет free trade и политике free inter-trade – интерлиберализации, которая будет заключаться в необходимости систематизации, регулировании, разработки новых правил, что способствует переориентации традиционной международной торговли на технологическую интернет международную торговлю.
Формирование данной политики, будет обусловлено развитием международной виртуальной интернет-торговли, на пути которой возникает множество барьеров, требующих преодоления. На современном этапе такие барьеры связаны с повышением ставок налога при покупке, превышающую определенную сумму, ограничения в сроках доставки – длительное нахождение в пути следования товаров, высокие суммы доставки товаров по миру, кибер- мошенничество, связанное со взломами электронных кошельков, недобросовестностью продаж товаров и услуг интернет-магазинами и пр.
Торговля по Интернету привела к увеличению числа и расширению сферы определенных видов преступлений и мошенничества. Кроме того, правительства могут быть озабочены эрозией налоговой базы и трансфертным ценообразованием.
Экономические препятствия включают неразвитость инфраструктуры и использования ИКТ, ненадежность и высокую стоимость энергоснабжения, ограниченность пользования кредитными карточками, недостаточность покупательной способности и слаборазвитость финансовых систем. К социально-политическим препятствиям относится неразвитость нормативно-правовой базы (которая влияет на степень доверия людей и предприятий к сетевым операциям), предпочтение личного контакта в силу культурных факторов, а также традиции преимущественного использования в обществе наличных денег. Наконец, к числу когнитивных препятствий относятся низкий уровень ИКТ-грамотности, осведомленности и знаний, связанных с электронной торговлей, среди потребителей и предприятий.
Благодаря изменениям «экосистемы электронной торговли» – системы акторов, институтов и инфраструктуры, образующей среду, необходимую для эффективной электронной торговли, − некоторые из этих препятствий сегодня легче преодолеть.
Для международных организаций, в частности ВТО; крупных интернет-ритейлеров и др. это может означать создание новых соглашений, кодекса этики виртуальной международной торговли.