Предыдущая часть статьи по ССЫЛКЕ
С другой стороны влияние НТР на качественную составляющую международной торговли проявляется через ее производные. Рассмотрим некоторые из них. Все большее внимание уделяется использованию технологий Интернет, которые «уводят» международную торговлю на виртуальный уровень, что проявляется, прежде всего, в использовании глобальных электронных сетей для передачи и обмена данными при проведении деловых операций. Интернет способствовал расширению диапазона коммерческих отношений. Электронная коммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять трансграничные операции, плотнее взаимодействовать с глобальными поставщиками и значительно быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. В международной интернет-торговле появились и используются мобильные приложения – как товар и как средство для продажи товаров. Наиболее востребованными данные направления торговли стали в 2008 г. с появлением приложения App Store, в котором осуществляется продажа мобильных приложений. После чего наблюдался взрывной рост продаж, в 2013 г. объем рынка мобильных приложений составил 25 млрд долл.
Однако и сами приложения позволяют потребителю совершать покупки в независимости от местоположения, социального статуса. Количество пользователей мобильного Интернета выросло на 6 млн. человек с 37% в 2015 до 42,1% в 2016 г., что позволяет говорить о востребованности, значительном спросе на осуществление покупок в Интернет-магазинах. В Китае число интернет-покупателей достигает 220 млн человек, объем рынка Китая 186 млрд долл., в США – 186,2 млрд. долл. 45% владельцев планшетов, 23% владельцев смартфонов делают свои покупки через интернет. 43% жителей Европы делают покупки он-лайн.
Располагаясь в разных концах света, потребители могут свободно рассматривать покупку, оценивать ее качество как визуально, так и виртуально, к примеру, через отзывы других потребителей. Внедрение технология «see now, buy now» позволяет покупателю через приложение Instagram изучить характеристики покупаемого товара, услуги и приобрести ее. Сайт Instagram посещают 600 млн. пользователей.
Увеличиваются объемы продажи услуг через интернет-приложения: аренда жилья, поиск авиабилетов, поиск гида. И соответствующие Интернет-приложения Airbnb, Aviasales и ряд других в настоящее время показывают рост прибыли.
2. Развитие тенденций в международной торговле, направленных на ее «виртуализацию» не могли не вызвать изменения в международных расчетах. Так, появились новые технологии платежей за расчеты в интернет-магазинах. Появляются торговые валюты для расчета за международные покупки.
Так, компания Amazon выпустила собственную валюту, которая используется в приложениях Amazon App Store. На виртуальные деньги можно купить приложения и делать покупки внутри них. Номинал валюты Amazon Coins – 1 цент США.
Система «биткойнов» становится популярной, как платежное средство в глобальном масштабе. Преимущества биткойна является то, что он имеет высокий уровень анонимности по сравнению с большинством доступных платежей и привлекателен для многих пользователей. Также преимущество биткойна – время и стоимость сделки. Оплата за его использование гораздо ниже, чем в случае с денежным и банковским переводом через банки или посредников: провизия за почти мгновенную реализацию операции составляет не более 1% от суммы сделки. Операционные издержки особенно важны в международной торговле: используя единицы биткойна, контрагенты могут исключить оплату за конверсию и спреды банков за обмен валют.
3. Современный Интернет изменяет отношения, между потребителем, производителем и продавцом, выводит их на более качественный уровень. Если раньше важнейшими критериями «реализуемости» товара были цена и качество, то сейчас все большее значение приобретает удовлетворенность индивидуализированных потребностей, т.е. международный товар должен быть адаптирован, сконфигурирован, поставлен таким образом, чтобы максимально соответствовать запросам глобальных потребителей.
Глобальный объем операций электронной торговли между предприятиями и потребителями (В2С) в 2013 году оценивался в 1,2 трлн. долларов. Хотя он все еще существенно меньше В2В. Быстро растет электронная торговля в сегменте В2С в развивающихся странах, в частности в Азии и Африке. Китай уже стал крупнейшим глобальным рынком электронной торговли В2С − как по числу сетевых покупателей, так и по размеру дохода.
Примечательно, что и розничные ритейлеры, понимая происходящие изменения, перестраивают свою работу на новый лад путем взаимодействия с он-лайн торговлей.
Оффлайновые магазины для повышения качества обслуживания изменяют свой сервис в соответствии в уровнем сервиса крупнейших интернет-ритейлеров (Amazon, E-bay). Так для лучшего обслуживания клиентов в магазинах внедряются инновационные технологии. К примеру, появление умных магазинов, где установлены «умные зеркала», использующие технологии RFID для лучшего, качественного обслуживания клиентов (на поверхность зеркал для удобства клиента, выводится информация о доступном размере, цвете предмета одежды).
Так, уже сегодня товары, нехарактерные для Интернет-торговли занимают свою нишу. К примеру, внедрение электронной торговли алкогольной продукцией. Если первоначально розничные торговые сети настороженно относились к данной идее, то идея заказа продукции через Интернет и ее доставки увеличивает обороты розницы. Так компания Thirstie, Amazon и ряд других запустили срочную доставку указанной продукции по всему миру.
Крупнейший розничный ритейлер Walmart имеет свой интернет-магазин, при этом имеет сеть розничных магазинов по всему миру.
Для удержания глобальных позиций на мировых рынках бизнес следует за новыми тенденциями, формируя спрос, максимально соответствующий ожиданиям потребителей.
Крупные корпорации, применяя стратегию цифровой трансформации, связывают воедино традиционные технологии с прорывными. Так, компания Loreal совместно с платформой Fouders Factory запустила акселератор стартапов. За счет данного взаимодействия компания Loreal узнает о новых тенденциях на рынке, первыми получают доступ к прорывному продукту.