Начало статьи по ССЫЛКЕ
Новое качество международной торговли в условиях глобализации
На современном этапе развитие международной торговли необходимо рассматривать в новых условиях, условиях глобализации, что изменяет ее сущность — это уже не просто понятие «купля-продажа», а качественное взаимодействие всех элементов — микро и макроуровня — от поставщиков и потребителей до международных организаций.
Представляется, что самым важным фактором, который оказывает влияние на международную торговлю в условиях глобализации, является научно-техническая революция (НТР). Рассмотрим тенденции развития международной торговли под воздействием обозначенного фактора.
1. Научно-техническая революция как объективный фактор глобализации, проявляется в том, что идеи, информация и знания становятся предметом купли-продажи, принимая различную форму в процессе создания, распространения и перемещения. Они оказались в центре глобальной экономики. Большая часть стоимости товаров зависит от объема инноваций, исследований и испытаний. Международные торговые потоки наукоемкой продукции неуклонно растут с 1997 г. Однако, торговля подобной продукцией распределятся неравномерно. Некоторые страны экспортируют больше высоко-, среднетехнологичной продукции обрабатывающей промышленности, чем другие. Производители знаний получают плату в виде роялти, лицензионных платежей за их использование.
С другой стороны влияние НТР на качественную составляющую международной торговли проявляется через ее производные. Рассмотрим некоторые из них.
Все большее внимание уделяется использованию технологий Интернет, которые «уводят» международную торговлю на виртуальный уровень, что проявляется, прежде всего, в использовании глобальных электронных сетей для передачи и обмена данными при проведении деловых операций. Интернет способствовал расширению диапазона коммерческих отношений. Электронная коммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять трансграничные операции, плотнее взаимодействовать с глобальными поставщиками и значительно быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков.
В международной интернет-торговле появились и используются мобильные приложения — как товар и как средство для продажи товаров. Наиболее востребованными данные направления торговли стали в 2008 г. с появлением приложения App Store, в котором осуществляется продажа мобильных приложений. После чего наблюдался взрывной рост продаж, в 2013 г. объем рынка мобильных приложений составил 25 млрд долл.
Однако и сами приложения позволяют потребителю совершать покупки в независимости от местоположения, социального статуса. Количество пользователей мобильного Интернета выросло на 6 млн. человек с 37% в 2015 до 42,1% в 2016 г., что позволяет говорить о востребованности, значительном спросе на осуществление покупок в Интернет-магазинах. В Китае число интернет-покупателей достигает 220 млн человек, объем рынка Китая 186 млрд долл., в США — 186,2 млрд. долл. 45% владельцев планшетов, 23% владельцев смартфонов делают свои покупки через интернет. 43% жителей Европы делают покупки он-лайн.
Располагаясь в разных концах света, потребители могут свободно рассматривать покупку, оценивать ее качество как визуально, так и виртуально, к примеру, через отзывы других потребителей. Внедрение технология «see now, buy now» позволяет покупателю через приложение Instagram изучить характеристики покупаемого товара, услуги и приобрести ее. Сайт Instagram посещают 600 млн. пользователей.
Увеличиваются объемы продажи услуг через интернет-приложения: аренда жилья, поиск авиабилетов, поиск гида, растаможка грузов . И соответствующие Интернет-приложения Airbnb, Aviasales и ряд других в настоящее время показывают рост прибыли.
1. Развитие тенденций в международной торговле, направленных на ее «виртуализацию» не могли не вызвать изменения в международных расчетах. Так, появились новые технологии платежей за расчеты в интернет-магазинах. Появляются торговые валюты для расчета за международные покупки.
Так, компания Amazon выпустила собственную валюту, которая используется в приложениях Amazon App Store. На виртуальные деньги можно купить приложения и делать покупки внутри них. Номинал валюты Amazon Coins — 1 цент США.
Система «биткойнов» становится популярной, как платежное средство в глобальном масштабе. Преимущества биткойна является то, что он имеет высокий уровень анонимности по сравнению с большинством доступных платежей и привлекателен для многих пользователей. Также преимущество биткойна — время и стоимость сделки. Оплата за его использование гораздо ниже, чем в случае с денежным и банковским переводом через банки или посредников: провизия за почти мгновенную реализацию операции составляет не более 1% от суммы сделки. Операционные издержки особенно важны в международной торговле: используя единицы биткойна, контрагенты могут исключить оплату за конверсию и спреды банков за обмен валют.
2. Современный Интернет изменяет отношения, между потребителем, производителем и продавцом, выводит их на более качественный уровень. Если раньше важнейшими критериями «реализуемости» товара были цена и качество, то сейчас все большее значение приобретает удовлетворенность индивидуализированных потребностей, т.е. международный товар должен быть адаптирован, сконфигурирован, поставлен таким образом, чтобы максимально соответствовать запросам глобальных потребителей.
Глобальный объем операций электронной торговли между предприятиями и потребителями (В2С) в 2013 году оценивался в 1,2 трлн. долларов. Хотя он все еще существенно меньше В2В.