На современном этапе на развитие мировой экономики большое влияние оказывает процесс глобализации, который в значительной степени формирует новые тенденции в международных экономических отношениях (МЭО). Изменяется содержание международных экономических отношений, появляются новые их черты, новые тенденции под влиянием факторов глобализации. Международная торговля товарами и услугами, как форма МЭО первая приняла «удар глобализации». Поэтому ее развитие необходимо рассматривать в новых условиях, условиях глобализации.
Изначально, в период формирования, на устойчивый рост международной торговли оказывали влияние такие факторы, как международное разделение труда (МРТ) и интернационализация производства; научно-техническая революция; активная деятельность ТНК; либерализация международной торговли; развитие процессов торгово-экономической интеграции. Все это, несомненно, способствовало увеличению объемов международной торговли, изменению ее товарной и географической структуры (таблица 1).
Динамика объемов международной торговли, млрд. долл
Как видно из данных таблицы 1 стоимостной объем международной торговли увеличился в девять раз. При этом развивающиеся страны постепенно увеличивали стоимостные объемы участия – в 13 раз по экспорту, в 15 раз по импорту. Их доля возросла с 29,6% по экспорту и 24% по импорту до 44,7 и 42% соответственно. В списке ведущих экспортеров появились и прочно удерживают позиции развивающиеся страны, в частности первое место уже несколько лет занимает КНР.
Что касается товарной структуры торговли, то первоначально в международной торговой классификации отдельные компоненты и части не выделялись в отдельные товарные группы. В 1960 г. было идентифицировано около 800 продуктов, из которых только 10 составляли части, подлежащие сборке. В 1975 году классификация была пересмотрена – расширился список изделий – частей и компонентов. В 2007 г. доля полуфабрикатов, частей и компонентов составила около 50%.
Таким образом, можно наблюдать динамику изменения стоимостных объемов международной торговли, изменения ее в товарной и географической структурах. Однако, представляет интерес рассмотреть какая трансформация происходит в международной торговле в новых условиях – под воздействием факторов глобализации.
В научной литературе о глобализации впервые упоминал Т. Левитт в его статье «Глобализация рынков», где он описал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых международными корпорациями [8]. Также термин «глобализация» использовал Р. Робертсон, он в своей статье употребил слово «globality», а позднее объяснил этот феномен как «globalization». В 1990 г. консультант Гарвардской школы бизнеса Кеничи Омае опубликовал книгу «Мир без границ», в которой говорил о том, что все основные процессы подчинены глобальному рыночному пространству, а в роли основных субъектов выступают «глобальные фирмы».
На современном этапе понятие глобализации употребляется довольно часто: в социологии, культурологии, истории, географии, в экономических науках.
Термин «глобализация» подразумевает под собой – растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастания объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировыми потоками капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.
Следует отметить, что как зарубежные, так и отечественные авторы существующие подходы к проявлениям глобализации характеризуют такими факторами, как развитие единой системы коммуникаций, либерализация внешнеэкономических связей, активизация деятельности ТНК, возрастание объемов и интенсивности транснациональных перетоков капитала и др.
Новое качество международной торговли в условиях глобализации
На современном этапе развитие международной торговли необходимо рассматривать в новых условиях, условиях глобализации, что изменяет ее сущность – это уже не просто понятие «купля-продажа», а качественное взаимодействие всех элементов – микро и макроуровня – от поставщиков и потребителей до международных организаций.
Представляется, что самым важным фактором, который оказывает влияние на международную торговлю в условиях глобализации, является научно-техническая революция (НТР). Рассмотрим тенденции развития международной торговли под воздействием обозначенного фактора.
1. Научно-техническая революция как объективный фактор глобализации, проявляется в том, что идеи, информация и знания становятся предметом купли-продажи, принимая различную форму в процессе создания, распространения и перемещения. Они оказались в центре глобальной экономики. Большая часть стоимости товаров зависит от объема инноваций, исследований и испытаний. Международные торговые потоки наукоемкой продукции неуклонно растут с 1997 г. Однако, торговля подобной продукцией распределятся неравномерно. Некоторые страны экспортируют больше высоко-, среднетехнологичной продукции обрабатывающей промышленности, чем другие. Производители знаний получают плату в виде роялти, лицензионных платежей за их использование.