Бесплатно по РФ
8(800)551-53-21
Skype: cls-talor.ru
Email: cls-info@talor.ru

ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН С ТОВАРОВ ЗАРУБЕЖНОГО ОНЛАЙН-РИТЭЙЛА В РОССИИ

В современном мире объем продаваемой продукции с помощью интернет- торговли стремительно увеличивается как в РФ, так и зарубежных странах, что подчеркивает актуальность приведения в порядок регулирования в этой сфере. Уже около трех лет в Евразийском экономическом союзе обсуждается вопросы стоимости товаров, покупаемых физическими лицами в интернет- магазинах за рубежом без уплаты ввозных пошлин. В России, начисление таможенных пошлин такой категории товаров определяется таможенным органом: устанавливается назначение товаров, учитывая характер товаров, количество товаров, частоту пересылки товаров. В основном должностные лица опираются на предоставленную информацию в виде документов, сопровождающих посылку, где указывается стоимость товара, вес, адрес и др. В настоящее время в некоторых странах-членах ЕАЭС Казахстане и России используются «сверхлиберальные» таможенные пошлины. Взыскивается 30% от суммы превышения, при не прохождении порога стоимости посылок, полученных за один месяц (больше 1000 евро) и их веса (свыше 31 кг), в Белоруссии же другие нормы: 120 евро. В Российской Федерации это значительно влияет на структуру заказов (рис.1).

Значимость проблемы заключается, еще и в том, что объем иностранных онлайн-продаж в нашей стране за 2015 г. составил ок. 220 млрд. руб. (рис.2).

Актуальность необходимости решения проблемы доказывают данные о том, что практически 75% всех товаров, отправляемых международными почтовыми отправлениями в Россию, приобретены онлайн. За первые шесть месяцев 2016 года объем импорта из онлайн-магазинов увеличился на 36%, до 142,8 млрд.руб.

Товары,продаваемые через Интернет, не облагаются налогами, как в стране отправления, так и в стране назначения, в том числе НДС и налогом на прибыль, что сказывается и на цене, имеют большую конкурентоспособность, чем отечественные товары. В последнее время Интернет-покупки стали популярными не только среди физических, но и среди юридических лиц. Существует две основные схемы уклонения от таможенных платежей: таможенное оформление посылок на разные лица, деление заказов на несколько частей. Федеральной таможенной службой в таких случаях не перечисляется большой объем денежных средств в бюджет (около 35-40 % общего товарооборота за 2015).

Анализ статистических данных позволяет выдвинуть две основных цели, стоящих перед государством в этой сфере на данный момент. Во-первых, необходимо ограничение объемов ввоза товаров, которые смогут повлечь за собой недобросовестную конкуренцию на рынке, во-вторых,трансформация электронной торговли в источник доходов бюджета от таможенных платежей в эквивалентных объемах ввозимых товаров. Не стоит забывать, что интернет- торговля-значительный и самостоятельный канал ввоза иностранных товаров.

Один из альтернативных вариантов для увеличения поступления в бюджет — предписать обязательную уплату таможенных пошлин и налогов на товары, приобретенные на платформах международной электронной торговли, как лицо, совершившее покупку, так и лицо ее осуществляющее — юридическое лицо. Но установление определенного размера таможенных пошлин и налогов на зарубежные товары, приобретенные через интернет, повлечет за собой неравную ситуацию для участников рынка, так как, в результате уплаты всего комплекса сборов товар значительно подорожает. Такая мера позволит увеличить объем продаваемой продукции отечественными производителями. Так как все зарубежные Интернет-магазины зарегистрированы на территории иностранных государств, то взимать налоги будут не с иностранного продавца, а с отечественного покупателя, что в разы уменьшит товарооборот субъектов зарубежной электронной коммерции.

Анализируя предложение АКИТ (Ассоциация компаний интернет- торговли), содержащееся в сокращении лимита, эксперты сталкиваются с неопределенностью в установлении критерия, к которому можно было бы привязать такое обложение — к размеру посылок либо их весу.

На данный момент действия таможенных органов ориентированы на предотвращение нарушений в превышении лимитов посылок, что, учитывая динамику роста электронной торговли, не может считаться эффективным контролем.

 

Мы считаем, что реформы, нацеленные на установление и соблюдение порогов беспошлинного ввоза, не смогут оказать максимальный эффект. Ужесточение условий ввоза в виде снижения порога беспошлинного ввоза, обложением НДС усилит мотивацию покупателей обходить эти ограничения. Опираясь на полученные в ходе исследования теоретические знания, думается, что самым оптимальным решением будет не установление малых порогов беспошлинного ввоза и не обязательство уплаты полного комплекта налогов, а обложение каждой заграничной посылки в адрес физического лица некой обязательной малой таможенной пошлиной, но для этого необходимо одновременное упрощение процедуры уплаты пошлины.