Бесплатно по РФ
8(800)551-53-21
Skype: cls-talor.ru
Email: cls-info@talor.ru

ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА В ЕАЭС

Товарные знаки и знаки обслуживания являются обозначениями, охраняемыми в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза и международными договорами, участниками которых являются государства-члены ЕАЭС, и служат для индивидуализации товаров и услуг одних участников гражданского оборота от товаров и услуг других участников гражданского оборота .

Построение эффективного механизма защиты интеллектуальной собственности в ЕАЭС неразрывно связано с такими понятиями, как «принцип исчерпания исключительного права на товарный знак» , « таможенное оформление» и «параллельный импорт».

По сути, параллельный импорт — это ввоз на таможенную территорию России для реализации брендового оригинального товара, но не правообладателем или уполномоченным лицом, а любым импортером, который приобрел эти товары за пределами России. Параллельный импорт подразумевает принцип «исчерпания прав», или «право первой продажи». В соответствии с этим принципом, после того как товар был продан правообладателем, правообладатель теряет возможность контролировать дальнейшее использование данного товара и предъявлять какие-либо претензии к посредникам, которые перепродают данную продукцию, часто нанося ущерб официальной дилерской сети.

Зачастую смешивают понятия контрафактной продукции и так называемого, «серого» импорта, необходимо отличать их. Контрафакт — поддельная продукция, чаще всего, низкого качества, которая не имеет никакого отношения к правообладателю товарного знака. При «сером импорте» мы говорим о легальной продукции, которая произведена и продана на своем рынке владельцем товарного знака третьим лицам, после этого покупатель без согласия правообладателя ввозит товар на территорию ЕАЭС для продажи.

Во многих странах вводятся изъятия из действующего принципа исчерпания права на товарный знак, так как он нигде не применяется в чистом виде, потому что каждая страна или объединение специфичны по своему развитию и торговой политике. В настоящее время ЕАЭС пытается перейти на международный принцип путем изъятия из регионального. Существует 3 вида принципов исчерпания исключительного права, которые приведены в таблице 1.

До объединения стран в таможенный союз, а затем в экономический в каждом государстве действовали разные принципы. Например, в Республиках Казахстан, Киргизия и Армения до присоединения действовал международный принцип, в Российской Федерации и Республике Беларусь — национальный с последующем переходом на региональный. В ЕАЭС страны-участницы обязаны принять единый принцип, потому что одна страна не может отступить самостоятельно от принципа исчерпывающего права на товарный знак.

В связи с принятием регионального принципа странами-участницами союза ЕАЭС появился ряд препятствий в вопросе защиты интеллектуальной собственности, а именно появились вопросы нормативного и содержательного характера.

Содержательный вопрос заключается в наличии споров между странами из соображений экономического и политического характера.

Нормативный вопрос заключается в разнице законодательств стран-участниц союза. Был подписан договор и ратифицирован парламентами всех пяти государств, та или иная страна не может самостоятельно изменить принцип без внесения корректировок в правовые нормы установленные на наднациональном уровне. В нашем случае Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация считают, что достаточно установить региональный принцип, а Республика Армения и Киргизия настаивает на поэтапном переходе к международному принципу.

Нужно разобраться с какой целью некоторые страны настаивают на поэтапном переходе к международному принципу, главным сторонником является Киргизия, одной из причин этого, резкий скачок цен на рынке автомобильных запчастей. До присоединения к ЕАЭС в Республике Киргизия действовал международный принцип исчерпания права на товарный знак, таким образом, любой импортер мог ввезти товар на территорию страны, при принятии регионального принципа продавцы потеряли возможность ввозить продукцию без лицензии, тем самым конкуренция на внутреннем рынке снизилась, а цены возросли от 20 до 100%.

Поэтому мы предлагаем ввести ряд изъятий отдельных категорий товаров из регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, так как к международному принципу в данное время союз перейти не готов, из за резкого скачка конкуренции и соображений защиты отечественного производителя. В таблице 2 рассмотрим категории товаров, на которые нужно ввести ряд изъятий.

На основе данных, представленных в таблице 2, были произведены расчеты доли групп товаров для стран-участниц ЕАЭС в общем количестве товаров, попадающих под изъятия (рисунок 1).

Выводы

Из вышесказанного можно прийти к выводу, что частичное снятие запретов на параллельный импорт является верным направлением в решении проблем, мы предлагаем принять решение о выборе категорий товаров, попадающих под изъятия, а именно это касается машин, оборудования, транспортных средств и товаров химической промышленности. По следующим критериям:

  • Конкурентная среда;
  • Наличие локализованных производств и их масштабов;
  • Социальная значимость товаров.

Оценка необходимых категорий товаров, попадающих под изъятия, должна производиться Комиссией ЕАЭС совместно с органами государств- членов ЕАЭС, уполномоченными в сфере антимонопольного регулирования, а так же с органами защиты прав потребителей.

Неотъемлемой частью решения проблемы является усовершенствование нормативно-правовой базы в отношении параллельного импорта. Необходимо закрепить изъятия из регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак на группы товаров в Договоре ЕАЭС. По нашему мнению, это поспособствует положительному влиянию параллельного импорта на модернизацию экономики союза и позволит снизить уровень нелегального ввоза на территорию стран-участниц ЕАЭС.