Одним из видов международной интеграции является зона свободной торговли, при которой в странах-участницах отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения в торговле. За каждой страной-участницей остается право на самостоятельное определение условий по отношению к третьим странам. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, которые контролируют товары, пересекающие их государственные границы.
В настоящее время назрела реальная необходимость создания свободных экономических зон не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. Стало возможным подписание соглашений о свободной торговле (далее — ССТ) со следующими странами: Египтом, Израилем, Индией, Китаем, Индонезией, Ираном, Республикой Корея, Венесуэлой, Никарагуа, Перу, Чили и другими. Однако Россия входит в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) вместе с Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой, и поэтому при заключении соглашений необходимо учитывать интересы этих стран-участниц ЕАЭС.
Евразийский экономический союз может коренным образом поменять вид мирового экономического порядка. Данный проект станет одним из ключевых в перераспределении доходов в мировой экономике с единой валютой. Безусловно, создание такого проекта встречает и будет встречать сопротивление существующих политико-экономических центров.
Согласно договору о ЕАЭС долгосрочной целью интеграции является создание экономического союза, который основан на следующих свободах: свободе обращения услуг и товаров, капиталов и рабочей силы.
Надо отметить, что развитие базы институтов ЕАЭС предусматривает следующие этапы: снятие торговых барьеров, передачу регулирования на наднациональный уровень и создание общих отраслевых рынков. По данным аналитиков, с 2025 года ЕАЭС начнет функционировать в полноценном режиме: будут созданы общие рынки, сформированы все наднациональные органы и унифицированы национальные законодательства.
Итак, необходимо будет построить единую евразийскую экономическую систему, которая сможет опираться на проектную экономику развития. Кроме этого, следует оказывать всестороннюю помощь экономике стран Ближнего Востока с целью уменьшения рисков, которые исходят из этих стран.
Законодателям предстоит разработать правовые основы законопроектов по общим энергетическим, нефтяным, газовым и финансовым рынкам. Для достижения этой цели необходимо развивать межпарламентское сотрудничество в рамках экономического союза, чтобы обеспечить экспертизы рассматриваемых законопроектов евразийской интеграции.
Евразийский экономический союз начал работу в непростых условиях: всеобщие кризисные события в мировой экономике, санкционное давление, и тем важнее видится создание нового стабильного миропорядка, где государства взаимодействуют друг с другом, решают свои внутренние задачи, опираясь на выгодное сотрудничество со всеми районами мира, как с Европейским союзом, так и со странами Азии. Примером такого сотрудничества является подписание «Соглашения о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам» (далее — Соглашение).
Согласно этому документу, беспошлинно или по пониженной ставке во Вьетнам будут поступать отечественные товары. В скором времени Вьетнам сформирует рынок для товаров, которые интересуют государства, входящие в ЕАЭС. Например, в сельскохозяйственном секторе — это говядина, свинина, птица, а также молочная продукция, сыр, растительное масло; в промышленном секторе — трубы, детали для автомобилей, изделия из стали, механическое оборудование.
Данное Соглашение приведет к увеличению товарооборота и, несомненно, станет выгодным для всех сторон. Кроме этого, в Соглашении рассматриваются «страховочные» механизмы, которые должны работать против недобросовестной конкуренции. Для этого предусмотрена двусторонняя защитная мера — установление пошлины на уровне ставки единого таможенного тарифа.
Соглашение распространяется на условиях торговли услугами и инвестиционного сотрудничества. Положения Соглашения относятся только к взаимоотношениям между Россией и Вьетнамом. Однако другие страны, входящие в ЕАЭС, могут присоединиться к Соглашению в дальнейшем.
Кроме вьетнамского направления, выгодные проекты начинают осуществляться с такими развивающимися странами, как Китай и Индия. Сотрудничая с ними, Россия наряду с сырьем экспортирует высокотехнологичный товар и создает совместные организации на основе евразийских технологий, что стимулирует усовершенствование и разнообразие экономик.
С увеличением числа соглашений о свободной торговле наблюдается расширение географии регионального торгово-экономического сотрудничества. Так, если ССТ заключались с участием государств, близких территориально, то в настоящее время создаются региональные ССТ, которые объединяют государства, не только не имеющие общей таможенной границы, но и расположенные на различных материках. Примером тому является Чили. ЕАЭС и Республика Чили прорабатывают вопрос о возможности создания зоны свободной торговли, просчитывая все плюсы и минусы. Сегодня динамика двусторонней торговли является положительной, но в то же время отмечается существенная неуравновешенность: Чили экспортирует практически в 10 раз больше, чем покупает в государствах ЕАЭС.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЕАЭС открыт для сотрудничества с любыми странами. Создание зон свободной торговли в рамках ЕАЭС позволяет расширять и дифференцировать внешние товарные потоки, а также направлять их на новые рынки, давая дополнительные возможности для производителей различных государств-партнеров.