В современное время заметны новые тенденции в понимании роли и задач государства. Многие исследователи обратились к новому пониманию государства как сервисного.
Сервисное государство — это новый этап развития современного государства, которое позволит быстро, качественно и четко реализовывать свои управленческие полномочия. Сервисная деятельность заключается в активном взаимодействии двух субъектов: производителя услуг и потребителя.
Законодатель дает нам понятие «государственной услуги» — «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги»
Понятие государственной услуги традиционно рассматривается и как категория государственного управления [8], и как административно-правовая категория.
Таможенная система является неотъемлемой частью государства. Таможенная служба России осуществляет деятельность посредством совокупности «методов и средств обеспечения соблюдения мер таможеннотарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».
Понятие «таможенной услуги» в российском законодательстве нет. Таможенное оформление является разновидностью услуг посредничества между клиентом и государством. Исходя из концепции «сервисной» таможни, услуга может предоставляться как государству, так и участнику ВЭД.
Таможенная услуга государству представляет собой обеспечение безопасности страны и ее населения, защиту экономики. А для участников ВЭД — обеспечение реализации их интересов в сфере внешней торговли.
Основные признаки таможенной услуги выделены Е.В. Труниной: добровольность обращения лиц в таможенные органы; получение определенных благ в сфере таможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что таможенная услуга — это деятельность таможенных органов в рамках таможенного законодательства, направленная на обеспечении интересов и потребностей участников внешнеэкономических отношений. В деятельности таможенных органов по оказанию услуг проявляется соотношение частных и публичных аспектов таможенного регулирования.
На сегодняшней день таможенные органы оказывают 12 видов услуг: восемь из них регулируют порядок ведения различных реестров (банков, кредитных и страховых организаций, владельцев СВХ, объектов интеллектуальной собственности, таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов и т.д.), остальные регулируют госуслуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям, по принятию предварительных решений по классификации и стране происхождения товаров, а также по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела, входящим в компетенцию таможенных органов.
Обычно делят таможенные услуги на общие и специальные. Последние носят специфический характер и оказываются в рамках определенного направления деятельности таможенных органов.
Консультирование является примером «классической» услуги, которая заключается в предоставлении заинтересованным лицам (гражданам, юридическим лицам) точной, своевременной и полной информации о применении правовых актов в определенной сфере правоотношений и правила предоставления которой регулируются соответствующим административным регламентом.
Предмет консультирования составляют вопросы, касающиеся таможенного законодательства ЕАЭС (ТК ЕАЭС, международных договоров государств — членов Евразийского экономического союза, решений Евразийской экономической комиссии), а также иные вопросы, входящие в компетенцию таможенных органов, к которым относятся вопросы порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, вопросы регулирования отношений, возникающих в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей и др.
Консультирование осуществляется как в устной, так и в письменной форме (в электронной) и предоставляется в самые возможные короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня поступления в таможенный орган. Если предоставление услуги оказывается в устной форме, то выделяется время не более одного часа.
Заметим, что данная услуга предоставляется на безвозмездной основе, хотя раньше, до вступления в силу Таможенного кодекса РФ 2003 года за консультирование взималась плата, являвшаяся разновидностью таможенных платежей. Консультируя заинтересованных лиц, таможенные органы выполняют одну из своих основных задач — обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу.
Продолжение статьи по ССЫЛКЕ
Тактарова С.В., к.э.н., доцент Шишкина Е.В. Кафедра «Менеджмент и экономическая безопасность» ФГАОУ ВО «Пензенский государственный университет»