К понятиям «фальсификация» и «контрафакция», как правило, обращаются в связи с товарным оборотом, производством и продажей поддельных товаров. Неотъемлемым элементом товара является информация о товаре, а одним из существенных информационных носителей служит товарный знак. Из понятия контрафакция следует, что это незаконное использование известных товарных знаков некоторыми производителями для извлечения доходов от производства и реализации своих товаров. А фальсификация — это действия, которые направлены на обман покупателя с помощью подделывания товара с корыстной целью. Необходимо указать, что понятия «контрафакция» и «фальсификация» различны с позиции права.
С контрафактом связано нарушение интеллектуальных прав, а с фальсификатом связано нарушение технологии производства. Таким образом, контрафактную продукцию можно считать также и фальсифицированной. Однако фальсифицированную продукцию не всегда можно причислить к контрафактной. Кроме этого, с технологической точки зрения различают подделку и имитацию товарного знака. Отметим, что подделкой является воспроизведение во всех элементах товарного знака, а имитацией является производство продукта под товарным знаком, схожим до степени смешения с другим товарным знаком, который уже существует. Имитация — это один из распространенных способов подделки товарного знака. В свою очередь, выделяют несколько видов имитации. Первый вид — это присвоение товару названия, которое отличается от известного товарного знака одной или двумя буквами: например, сеть красноярских кинотеатров «Квадро Фильм», которая была названа по аналогии с казанской сетью кинотеатров «Каро Фильм». Вторым видом имитации является манипуляция с цветовой гаммой известного товарного знака, например, сибирская сеть закусочных «Шаурма» повторяет цветовую гамму всемирной сети закусочных «Макдоналдс». Третий вид имитации основан на том, что имитаторы вводят в известный товарный знак свои собственные элементы, например, «БратскАква» вместо «БонАква».
Недобросовестные производители рассчитывают, что покупатели не всегда внимательны, и поэтому повседневные товары выбираются объектом фальсификации. Существует и четвертый вид недобросовестной конкуренции, когда товары являются оригинальными и маркируются известным товарным знаком, например, на этикетке колбасы указано название «Докторская», а ниже мелким шрифтом дается приписка «по-московски», «по-варшавски». Таким образом, потребитель вводится в заблуждение известным товарным знаком, который расположен на центральном месте этикетки, а мелким шрифтом дано предупреждение, что это другой продукт. К сожалению, существуют и другие приемы, которые позволяют ввести покупателя в заблуждение. Например, сеть строительных магазинов «IKEA» не была представлена в России, но покупатели знали о таком товарном знаке, поэтому Российские предприниматели использовали в названиях своих магазинов известный фирменный дизайн шведской компании. Кроме этого, контрафактные изделия смешиваются с оригинальной продукцией, что сказывается на уровне цены, которая совпадает или приближена к цене оригинальной продукции. В настоящее время борьба с контрафактом и фальсификатом не совсем эффективна, потому что правообладатели не всегда активны в защите своих прав на товарные знаки, а также зачастую не имеют представления о способах, которые можно использовать, отстаивая свои права. Одним из инструментов защиты прав владельцев товарных знаков является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который сформирован на основе заявлений правообладателей. Данный реестр облегчает задачу пресечения деятельности изготовителей контрафакта, поскольку в нем указаны производители и продавцы оригинальной продукции. Таможенные органы при подозрении признаков контрафактности могут приостановить выпуск товара, зарегистрированного в реестре, для принятия соответствующих мер. Более подробно может проконсультировать по этому вопросу таможенный брокер.
После истечения срока приостановления выпуска товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности, выпуск такого товара возобновляется, кроме случаев, подтверждающих его нелегальность. Законодательство Российской Федерации предусматривает частно-публичную процедуру защиты прав интеллектуальной собственности, когда вынесение обвинения по уголовным или административным делам возможно только при наличии заявления правообладателя. В настоящее время наблюдается несоответствие между функциями, которые присущи товарным знакам: усиление главенствующей роли товарного знака в рекламе и в продвижении товара уничтожили защитную функцию товарного знака как обязательного элемента товара. Распространение контрафактных и фальсифицированных товаров наносит ущерб не только правообладателям, но и экономике страны в целом, потому что в бюджет государства не поступают налоговые и иные платежи. Для потребителя же остается неизвестным качество продукции, что иногда может угрожать даже его здоровью. Кроме издержек, которые несет производитель оригинального товара, у него пропадает заинтересованность в повышении качества продукции, маркируемой товарным знаком. Таким образом, чтобы кардинально препятствовать распространению контрафакта, нужно создать невыносимые условия для противоправной деятельности нечестных производителей и поставщиков.
Кроме этого, необходимо помогать добросовестным поставщикам в реализации их товара на благоприятных условиях, предприятиям — получать максимальную прибыль, а покупателям — быть уверенными в защите от подделок.