Начало статьи по ССЫЛКЕ
Для эффективной организации процесса формирования конфликтологической компетентности специалистов («Таможенное дело») авторами статьи были разработаны различные методические материалы, включающие в себя комплекс учебных конфликтологических задач (таблица 1).
Таблица 1
Примеры конфликтологических задач учебного модуля «Специфические функции управления конфликтами и стрессами в подразделениях таможенной службы»
Выбор и проектирование тренером инновационной образовательной технологии, прежде всего, может быть обусловлен типом формируемых компетенций сотрудников (руководителей); характеристикой планируемых результатов обучения для каждого уровня освоения компетенции; спецификой обучаемой аудитории.
Так, при проектировании обучающих тренингов авторы исследуют социальнопсихологический климат в трудовом коллективе сотрудников таможенного поста. На основе анализа опроса сотрудников поста (2013-2016 гг.), составлена матрица Иссикавы, в которой отражена взаимосвязь проблемы управления организационными конфликтами и профессиональными стрессами в подразделениях таможенной службы и причин ее возникновения. Данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Матрица «Проблемы-причины для таможни»
При проектировании модулей тренинга авторами используются результаты опросов, анкетирования, собеседования студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и сотрудников таможенного органа. Проектирование может быть представлено следующими этапами: обоснование инновационной технологи, разработка технологических процедур в границах учебного модуля, разработка учебно-методического обеспечения, разработка методов и критериев оценки применения педагогической технологии. Методы обучения и примерная тематика тренингов в рамках конфликтологического консультирования в подразделениях таможенной службы представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Методы обучения и тематика тренингов в рамках конфликтологического консультирования в подразделениях таможенной службы
В настоящее время корпоративное образование является необходимым условием успешного функционирования и стратегического развития организации. Кузнецов В.В. анализирует корпоративное образование как совокупность образовательных структур и учебно-методических программ, обеспечивающих ключевые потребности организации в мобильных, высококвалифицированных специалистах и управленцах. Д.И. Зудин
рассматривает тренинг как эффективный инструмент формирования корпоративной культуры кадрового потенциала государственной службы. Основной целью данных обучающих тренингов является повышение профессиональных, общекультурных и личностных компетенций сотрудников и руководителей таможенных органов:
• способности к социальной и профессиональной мобильности;
• способности проявлять психологическую устойчивость в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции;
• способности применять при решении профессиональных задач психологические методы управления персоналом;
• способности предотвращать деструктивные конфликтные ситуации, уважительно относиться к коллегам и гражданам;
• способности соблюдать принципы профессиональной этики в трудовом коллективе;
• способности обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и синдрома профессионального выгорания.
Фрагмент программы корпоративного (обучающего) тренинга по теме «Формирование конфликтологической компетентности руководителя таможенных органов» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Программа тренинга «Формирование конфликтологической компетентности руководителей подразделений таможенных органов» (составлено авторами)
В процессе оценки эффективности конфликтологического консультирования можно использовать следующие формы оценочных средств:
• моделирование конкретных конфликтных (профессиональных) ситуаций и их картографический анализ;
• принятие управленческих решений по управлению организационными конфликтами и профессиональными стрессами на основе метода Исикавы;
• исследование по актуальным проблемам конструктивного конфликтного взаимодействия в подразделениях таможенных органов;
• разработка проектов по разработке содержания профессиональной деятельности конфликт-менеджера на примере конкретного подразделения таможенной службы;
• разработка обучающих тренингов по формированию стресскомпетентности различных категорий сотрудников и руководителей таможенных органов;
• разработка тренингов по формированию конфликтологической компетентности сотрудников и руководителей таможенных органов;
• разработка проектов по управлению и разрешению конфликтного взаимодействия субъектов;
• формирование конфликтологического кодекса поведения работников;
• формирование образцов документов, применяемых в конфликтной комиссии организации при разрешении конфликтов.
Включение в систему корпоративного обучения в подразделениях таможенных органов тренингов, направленных на формирование конфликтологической компетентности, обеспечит создание сплочённых профессиональных команд, способных оперативно растаможить груз и мобильно предотвращать возникновение кадровых рисков в организации.