Бесплатно по РФ
8(800)551-53-21
Skype: cls-talor.ru
Email: cls-info@talor.ru

Конфликтологическое консультирование как метод минимизации кадровых рисков в работе с персоналом таможенных органов. Часть 3.

 Начало статьи по ССЫЛКЕ

 Для эффективной организации процесса формирования конфликтологической компетентности специалистов («Таможенное дело») авторами статьи были разработаны различные методические материалы, включающие в себя комплекс учебных конфликтологических задач (таблица 1).

Таблица 1

 Примеры конфликтологических задач учебного модуля «Специфические функции управления конфликтами и стрессами в подразделениях таможенной службы»

 Выбор и проектирование тренером инновационной образовательной технологии, прежде всего, может быть обусловлен типом формируемых компетенций сотрудников (руководителей); характеристикой планируемых результатов обучения для каждого уровня освоения компетенции; спецификой обучаемой аудитории.

Так, при проектировании обучающих тренингов авторы исследуют социальнопсихологический климат в трудовом коллективе сотрудников таможенного поста. На основе анализа опроса сотрудников поста (2013-2016 гг.), составлена матрица Иссикавы, в которой отражена взаимосвязь проблемы управления организационными конфликтами и профессиональными стрессами в подразделениях таможенной службы и причин ее возникновения. Данные представлены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3. Матрица «Проблемы-причины для таможни»

При проектировании модулей тренинга авторами используются результаты опросов, анкетирования, собеседования студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и сотрудников таможенного органа. Проектирование может быть представлено следующими этапами: обоснование инновационной технологи, разработка технологических процедур в границах учебного модуля, разработка учебно-методического обеспечения, разработка методов и критериев оценки применения педагогической технологии. Методы обучения и примерная тематика тренингов в рамках конфликтологического консультирования в подразделениях таможенной службы представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Методы обучения и тематика тренингов в рамках конфликтологического консультирования в подразделениях таможенной службы

В настоящее время корпоративное образование является необходимым условием успешного функционирования и стратегического развития организации. Кузнецов В.В. анализирует корпоративное образование как совокупность образовательных структур и учебно-методических программ, обеспечивающих ключевые потребности организации в мобильных, высококвалифицированных специалистах и управленцах. Д.И. Зудин 

рассматривает тренинг как эффективный инструмент формирования корпоративной культуры кадрового потенциала государственной службы. Основной целью данных обучающих тренингов является повышение профессиональных, общекультурных и личностных компетенций сотрудников и руководителей таможенных органов:

• способности к социальной и профессиональной мобильности;

• способности проявлять психологическую устойчивость в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции;

• способности применять при решении профессиональных задач психологические методы управления персоналом;

• способности предотвращать деструктивные конфликтные ситуации, уважительно относиться к коллегам и гражданам;

• способности соблюдать принципы профессиональной этики в трудовом коллективе;

• способности обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и синдрома профессионального выгорания.

Фрагмент программы корпоративного (обучающего) тренинга по теме «Формирование конфликтологической компетентности руководителя таможенных органов» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Программа тренинга «Формирование конфликтологической компетентности руководителей подразделений таможенных органов» (составлено авторами)

В процессе оценки эффективности конфликтологического консультирования можно использовать следующие формы оценочных средств:

•                    моделирование конкретных конфликтных (профессиональных) ситуаций и их картографический анализ;

•                    принятие управленческих решений по управлению организационными конфликтами и профессиональными стрессами на основе метода Исикавы;

•                    исследование по актуальным проблемам конструктивного конфликтного взаимодействия в подразделениях таможенных органов;

•                    разработка проектов по разработке содержания профессиональной деятельности конфликт-менеджера на примере конкретного подразделения таможенной службы;

•                    разработка обучающих тренингов по формированию стресскомпетентности различных категорий сотрудников и руководителей таможенных органов;

•                    разработка тренингов по формированию конфликтологической компетентности сотрудников и руководителей таможенных органов;

•                    разработка проектов по управлению и разрешению конфликтного взаимодействия субъектов;

•                    формирование конфликтологического кодекса поведения работников;

•                    формирование образцов документов, применяемых в конфликтной комиссии организации при разрешении конфликтов.

Включение в систему корпоративного обучения в подразделениях таможенных органов тренингов, направленных на формирование конфликтологической компетентности, обеспечит создание сплочённых профессиональных команд, способных оперативно растаможить груз и мобильно предотвращать возникновение кадровых рисков в организации.