Начало статьи по ССЫЛКЕ
Систематическое осуществление конфликтологического консультирования направлено и на формирование конфликтологической культуры, повышение личностно-профессиональной и конфликтологической компетентности, коммуникативной грамотности сотрудников таможенных органов. Как отмечает А.Ю. Булатецкая, конфликтологическая компетентность управленцев формирует организационную среду, способствующую более эффективному внедрению нововведений через реализацию технологий инновационного консультирования в организации. Конфликтологическая компетентность представляет собой уровень профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций о принципах и методах диагностики и профилактики различных типов конфликтов (организационных, социальнотрудовых и т.д.), о диапазоне возможных стратегий поведения оппонентов в конфликтных ситуациях (копинг-стратегий) и умении оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия субъектов конфликта.
Концептуальный этап предполагает: определение целей и задач и выбор форм и методов конфликтологического консультирования; формирование принципов, методики и организационных форм; определение всех видов ресурсов, необходимых для конфликтологического консультирования сотрудников и руководителей организации.
Диагностический этап предполагает: сбор и анализ информации об организации (стратегия развития организации, кадровая политика, уровень квалификации кадрового потенциала, организационная культура); диагностику мотивации сотрудников таможенных органов в конфликтологической подготовке; проведение стресс-мониторинга и диагностику уровня конфликтогенности организационной среды; выбор наиболее актуального направления конфликтологического консультирования.
Организационно-мотивационный этап предполагает:
• планирование (определение целей управления организационными конфликтами и профессиональными стрессами; определение необходимых ресурсов; формирование принципов, методов управления конфликтами и стрессами; формирование стратегических и тактических планов осуществления мероприятий по управлению конфликтами и стрессами);
• организацию (формирование специальных подразделений по управлению конфликтами и стрессами; формирование конфликтной комиссии; обеспечение необходимым персоналом, ресурсами, оборудованием и пр.; делегирование полномочий по управлению конфликтами и стрессами; создание благоприятных организационных условий для осуществления программ по управлению конфликтами и стрессами);
• мотивацию (разработка системы мотивации персонала по формированию конструктивного поведения в трудовом коллективе);
• координацию (анализ отчетов, аналитических материалов конфликтной комиссии; анкетирование работников в целях осуществления диагностики уровня трудового (профессионального) стресса, уровня конфликтности, уровня социального напряжения, уровня организационного стресса и т.д.);
• контроль, анализ (анализ выполнения всех программ и мероприятий технологии по управлению конфликтами и стрессами; выявление причин отклонений от плана осуществления мероприятий по управлению конфликтами и стрессами);
• мониторинг (оценка социально-экономической эффективности технологии управления конфликтами).
Возможные направления диагностического этапа конфликтологического консультирования в организации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Направления диагностического этапа конфликтологического консультирования
в таможенных органах (составлено авторами)
Одним из инструментов технологии профилактики деструктивных конфликтов и снижения уровня профессионального стресса работников является создание и проведение системы корпоративных (обучающих) тренингов. Обучающие тренинги направлены на формирование конфликтологической (эмоциональной, аутопсихологической) компетентности и повышение уровня стрессоустойчивости всех категорий сотрудников подразделений таможенных органов. Содержание мероприятий профилактической программы необходимо определять на основе анализа стресс-мониторинга, аудита кадровой политики, организационной культуры. В процессе проведения обучающих корпоративных тренингов тренеру рекомендуется использовать следующие активные и интерактивные методы обучения взрослой аудитории: деловые и ролевые игры, групповые (устные и письменные) дискуссии,
метод разбора конкретных конфликтных ситуаций, картографический метод анализа конфликтных ситуаций; специальные задания на формирование умений принимать управленческие и конфликтологические решения; методы арт-терапии; коммуникативные упражнения на развитие умений работать в коллективе и др. Когда происходит растаможка грузов необходимость профессионализма от коллектива является обязательной задачей.