Управление профессиональным развитием и повышением квалификации сотрудников таможенных органов в рамках системы корпоративного обучения является стратегическим фактором повышения социально-экономической эффективности деятельности таможенной деятельности. В условиях неравновесности системы государственного управления особую актуальность в таможенном менеджменте приобретают вопросы разработки и внедрения кадровых технологий в области управления организационными конфликтами и профессиональными стрессами сотрудников подразделений таможенной службы. В социальноэкономических условиях модернизации экономики и повышения уровня социальной напряженности в социуме, необходимым знанием для эффективного управления человеческими ресурсами является знание о причинах, источниках деструктивной конфликтогенности в организационной среде. Одной из специфических функций управления персоналом в таможенных органах является функция управления социальной деятельностью, которая включает в себя следующие компоненты: управление кадровой, трудовой деятельностью, социальным обеспечением и психолого-педагогической (воспитательной) деятельностью. В рамках реализации данной функции руководящему составу таможенных органов следует проводить комплекс различных кадровых мероприятий, направленных на разрешение деструктивных конфликтов и профилактику повышения уровня профессионального стресса сотрудников таможенной службы.
Актуальной задачей таможенного менеджмента является своевременная диагностика существующих проблем неэффективного использования человеческих ресурсов (кадровых рисков в управлении персоналом). Растаможка грузов учитывает высокие профессиональные качества каждого сотрудника. Разработку, планирование и реализацию мер по повышению эффективности труда персонала следует осуществлять на основе системы управления кадровыми рисками. Сотрудники подразделений таможенных органов, являясь их важнейшим ресурсом, от эффективности использования которого зависят результаты деятельности таможенной службы, одновременно выступают в качестве основного источника возникновения различных кадровых рисков. Риски системы управления персоналом можно дифференцировать по ее подсистемам. Формирование технологии управления организационными конфликтами и профессиональными стрессами в подразделениях таможенной службы необходимо осуществлять на основе кадровой политики и с учетом потенциальных кадровых рисков. Полагаем, что эффективное внедрение технологии управления конфликтами и стрессами возможно на основе активного использования системы конфликтологического консультирования сотрудников таможенных подразделений. Конфликтологическое консультирование персонала таможенных органов требует постоянного совершенствования, так как именно в этом заложены большие потенциальные возможности достижения им высокого профессионального мастерства.
Конфликтологическое консультирование — это метод совершенствования социального взаимодействия индивидов в трудовом процессе и основной способ разрешения организационных (психологических, социально-трудовых) конфликтов в организации.
Схема конфликтологического консультирования в организации представлена на рисунке 1. Формирование системы конфликтологического консультирования сотрудников в подразделениях таможенной службы позволит улучшить социально-психологический климат, понизить уровень деструктивной конфликтности и профессионального стресса всех категорий персонала. Содержание, структура, принципы, методы и обучающие программы конфликтологического консультирования должны быть направлены на формирование комплекса умений, знаний, навыков и компетенций в следующих областях:
• системных представлений о теоретических и практических принципах, методов управления конфликтами и стрессами в подразделениях таможенных органов;
• методов выявления причин возникновения конфликтов в таможенных органах;
• нормативных и методических основах государственно-административной конфликтологии в таможенных органах;
• типологии организационных и социальных конфликтов, возникающих в процессе таможенной службы;
• типологии институциональных государственно-административных конфликтов;
• типологии межличностных государственно административных конфликтов;
• методов прогнозирования конфликтного потенциала руководителей;
• методов выявления закономерностей возникновения и развития конфликтных ситуаций в таможенных органах;
• методов определения возможных стратегий поведения сотрудников в различных конфликтных ситуациях;
• методов диагностики копинг-стратегий в стрессовых ситуациях;
• принципов медиативного сопровождения процесса разрешения конфликта;
• способов принятия управленческих решений по предупреждению и разрешению организационных конфликтов в таможне;
• рекомендаций по предупреждению возникновения и управлению конфликтами и стрессами в таможенных органах, с целью минимизации их деструктивных последствий;
• документационного сопровождения технологии управления конфликтами и стрессами.
Рисунок 1. Схема конфликтологического консультирования в организаци