Бесплатно по РФ
8(800)551-53-21
Skype: cls-talor.ru
Email: cls-info@talor.ru

Экспортный маркетинг и эффект страны происхождения товара. Часть 3.

 Предыдущая часть статьи по ССЫЛКЕ

Товары страны, которые имеют положительную репутацию, высокий технологический имидж могут положительно повлиять на экспортные продажи и других продуктов, произведенных в данной стране, поскольку потребители переносят свои позитивные ассоциации и на другие товары из этой страны. Сильный имидж государства, его соответствие ярким характеристикам продукта определяют положительный образ страны происхождения товара в глазах потребителя и влияют на решение о покупке и объемы экспортных продаж. Имидж страны связан с упаковкой, дизайном, стилем, репутацией бренда, производственными технологиями и понимается как репутация или стереотип в восприятии определенной страны, которая ассоциируется у потребителя с продуктом. Наибольшее влияние на формирование имиджа государства оказывают политический строй, научные достижения, туризм, деятели политики, культуры, спорта, экспорт товаров и услуг, культурные ценности, конкурентоспособность национальных фирм и товаров, имидж торговых марок. Итак, страна происхождения товара может выступать неформальным барьером в международной торговле.

Создание положительного имиджа страны – это задача государства и важно более активно на государственном уровне заниматься не только поддержкой предприятий-экспортеров, но и продвижением бренда страны. Например, Китай приложил много усилий, чтобы на равных конкурировать с международными гигантами и завоевать доверие потребителей всего мира к китайским товарам. Хотя еще бытует стереотип о низком качестве продукции, происходящей из КНР, современные исследования показывают изменения в восприятии покупателями китайских брендов. В частности, продукция Lenovo и Haier уже обладают репутацией товаров мирового класса. Высокие темпы экономического роста, повышение технологического уровня производства положительно повлияли на имидж страны, повысили привлекательность товаров из Китая в развивающихся странах. Определенные шаги для поддержки экспорта предпринимаются и в России: с 2012 года действует «дорожная карта», с 2011 года частично упрощены отдельные административные процедуры по ведению внешнеэкономической деятельности, в том числе по возмещению НДС экспортерами, возможно кредитование экспортеров с субсидированной процентной ставкой, действуют различные институты для поддержки экспорта – Российский экспортный центр, Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) и т. д. У ЭКСАР есть планы по созданию общего каталога, содержащего информацию о национальных коммерческих и культурных брендах, экспортерах и продукции, и идеи по созданию концепции управления проектом «made in Russia».

Правительство занимается разработкой проектов по использованию на товарах российского производства единого знака «Сделано в России» как носителя общей для производителей и потребителей идеологии. Однако значительного влияния на активизацию внешнеэкономической деятельности машиностроительных компаний они не оказывают – малые и средние предприятия часто не владеют полной информацией о данных мерах поддержки, а крупных конкурентоспособных предприятий не так много, чтобы активно увеличивать экспортный оборот России. Кроме того, важнее не предоставлять привилегии и льготы, а создать общие благоприятные условия для экспорта, так как выход на зарубежные рынки возможен только в том случае, если само предприятие, его руководители ставят перед собой такую цель и заинтересованы во внешнеэкономической деятельности. Эффект страны происхождения играет значительную роль при экспорте гражданской машиностроительной продукции из России. Установлено, что сильный имидж государства определяет положительное восприятие брендов продукции и компаний, происходящих из данной страны, позитивно влияет на решение о покупке. Мнение о стране зависит от многих факторов: истории развития государства, научных достижений, культуры, имиджа торговых марок и других. Анализ литературы и опыт Уральского оптико-механического завода показал, что при экспорте товаров для потребителей важным оказываются не только технические характеристики, цена и условия поставки, но и страна происхождения изделия.

Из 63 стран, представители только 9 государств (14 %) ответили, что для них страна происхождения не имеет значения при выборе товара. Положительно относятся к машиностроительной продукции российского производства: Белоруссия, Аргентина Ботсвана, Вьетнам, Индия, Ирак, Иран, Камерун, Панама, Перу, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Уругвай, Эквадор. Исключительно Швейцарию в противовес России предпочли покупатели 39 стран из 63 или 62 %. Имея за спиной положительный имидж страны без дополнительных субсидий и привилегий со стороны государства, предприятия изначально получают хорошие стартовые условия на зарубежных рынках и могут концентрировать свои усилия на повышении конкурентоспособности продукции.