Предыдущая часть статьи по ССЫЛКЕ
Итогом разработки данного направления в 1950–70 гг. явилось чрезмерное количество разрозненных международных конвенций, рекомендаций, двух- и многосторонних соглашений и других международных документов по временному ввозу, что осложняло как практическую работу таможенных органов, так и создавало определенные трудности для участников внешнеэкономической деятельности. В начале 1990-х гг. в рамках ВТО было принято решение о разработке единого кодифицирующего документа по временному ввозу. Результатом этой работы стала Конвенция о временном ввозе, которая была подписана на дипломатической конференции в Стамбуле 26 июня в 1990 г. Для упрощения ссылок на вышеуказанные конвенции их официальным сокращенным названием является «Конвенции АТА». Таким образом была сформирована нормативная база международной системы АТА, содержащая в себе основные понятия и механизм ее функционирования.
Так, согласно ст. 1 Конвенции о временном ввозе 1990 г.:
временный ввоз — таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары, ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования;
ввозные пошлины и сборы — таможенные пошлины и все другие пошлины, налоги, сборы и прочие суммы, взимаемые при ввозе или в связи с ввозом товаров, но исключая выплаты и сборы, ограниченные по величине приблизительной стоимостью оказанных услуг.
Согласно ст. 1 Приложения А к Конвенции о временном ввозе 1990 г.:
документ о временном ввозе — международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары и включающий международно-действующую гарантию уплаты ввозных пошлин и сборов;
карнет ATA — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров, за исключением транспортных средств.
Зарубежные страны активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях, причем количество выданных карнетов неуклонно возрастает. В настоящее время в систему АТА входят 62 страны, среди которых основное место занимают страны Европейского союза, а также Алжир, Гибралтар, Гонконг, Израиль, Индия, Италия, Канада, Кипр, Китай, Корея, Кот-д’Ивуар, Ливан, Мавритания, Македония, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Сенегал, Сингапур, США, Таиланд, Тунис, Турция, Шри-Ланка, Южная Африка, Япония и др.
Таким образом, система АТА представляет собой международную гарантирующую сеть, состоящую из национальных гарантирующих и национальных выдающих ассоциаций.
Гарантирующая ассоциация — ассоциация, признанная таможенными органами страны–участницы Конвенций АТА в качестве гаранта уплаты таможенных пошлин на территории данной страны.
Выдающая ассоциация — ассоциация, признанная таможенными органами в качестве имеющей право выдавать документы о временном ввозе. На практике одна и та же ассоциация может быть как выдающей, так и гарантирующей, примером чего является Торгово-промышленная палата России. Однако гарантирующая ассоциация в стране–участнице Конвенций АТА может быть только одна, тогда как выдающих ассоциаций может быть несколько.
Национальные гарантирующие ассоциации являются членами международной гарантирующей сети, во главе которой стоит международная организация. В настоящее время такой организацией является Всемирный Совет по карнетам АТА при Международной торговой палате. Гарантирующие и выдающие ассоциации стран–участниц Конвенций АТА являются по отношению друг к другу ассоциациями-корреспондентами. Российская Федерация является участницей Таможенных конвенций о карнете АТА с 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений» на Государственный таможенный комитет Российской Федерации (в настоящее время — Федеральная таможенная служба Российской Федерации) были возложены функции по осуществлению общего контроля за соблюдением выполнения положений конвенций на территории России. Указанным Постановлением Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП России) была наделена правами выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации.
С момента подписания Конвенций до начала фактического функционирования системы АТА в России прошло около пяти лет. В течение этого времени ТПП России в тесном сотрудничестве с экспертами Международного Совета по карнетам АТА при Международной Торговой палате вела активную работу по ознакомлению с опытом работы зарубежных торговых палат с карнетами АТА.
За этот период ФТС России совместно с ТПП России разработали базовую правовую основу, регламентирующую порядок использования карнетов АТА на территории Российской Федерации.