По мере развития культурного обмена и экономических связей между государствами, возникла необходимость в упрощении формальностей, связанных с перемещением товаров, предназначенных для временного ввоза, таких, как выставочные образцы, культурные ценности, театральный реквизит, а также различного рода профессиональное оборудование.
Подобные товары, как правило, не предназначены для продажи, ввозятся на определенный срок, используются по своему прямому назначению и покидают территорию государства в неизменном виде. Однако таможенное законодательство большинства стран в качестве гарантий своевременного вывоза таких товаров предполагает внесение залога. В ряде стран сумма такого залога может многократно превышать стоимость самого товара, что в итоге не способствует развитию внешнеэкономических отношений.
Таким образом, возникла идея о выработке Конвенции о международном таможенном документе для временного ввоза товаров, которая предполагала бы универсальную систему международных гарантий уплаты таможенных платежей. С этой целью в 1958 г. Международной торговой палатой были разработаны соответствующие Рекомендации, в которых предлагалось учредить таможенный документ, охватывающий временный беспошлинный ввоз определенных классов профессионального оборудования и упаковочных материалов. Роль гарантов такого документа отводилась торговым палатам, объединенным в Международное информационное бюро Торговых палат (в настоящее время Всемирный Совет по карнетам АТА при Международной Торговой палате).
Основными причинами выбора торговых палат для целей гарантирования оплаты таможенных пошлин и выдачи международных таможенных документов для временного ввоза товаров явились следующие:
— торговые палаты существуют в большинстве крупных городов, что представляется наиболее удобным для экспортеров;
— торговые палаты располагают штатом квалифицированного персонала, обученного решать многие вопросы, связанные с ведением дел с таможенными органами своей страны.
Работа над проектом нового документа была начата в октябре 1960 г. В дальнейшем проект Конвенции рассматривался Рабочими Сторонами, куда входили представители ЮНЕСКО, Международной торговой палаты и Международного информационного бюро Торговых палат. Итогом этой работы стала «Таможенная конвенция о карнете ATA для временного ввоза товаров» от 6 декабря 1961 г.
Так появился международный таможенный документ для временного ввоза товаров под названием «карнет АТА». Слово карнет происходит от французского слова carnet книжка, блокнот. Документ действительно представляет собой скрепленные между собой листы зеленого, желтого, белого и голубого цветов (каждый цвет предназначен для выполнения определенной таможенной операции, как то: вывоз, ввоз, обратный вывоз, обратный ввоз).
Аббревиатура «ATA» представляет собой комбинацию первых букв французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» , что на обоих языках означает временный ввоз.
Использование карнета АТА предоставляет следующие преимущества:
1) ускоренное и значительно более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров (другие таможенные документы, предусмотренные законодательством соответствующей страны, не оформляются);
2) отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять различные залоги, депозиты, банковские гарантии и т. п;
3) возможность, при соответствующем оформлении карнета АТА, посещать в течение срока действия карнета (один год) не одну, а несколько стран.
Таким образом, применение карнета АТА позволит его держателю сэкономить не только время, но и финансовые средства, которые в ряде случаев могут достигать существенных сумм.