В условиях рыночной экономики государственное регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляется в основном экономическими методами. На замену тотальному контролю таможенного оформления пришла система управления рисками (далее — СУР), которая осуществляется с использованием системы оценки рисков, под которой принято понимать вероятность несоблюдения таможенного законодательства, связанная, прежде всего, с характерным уклонением от уплаты таможенных пошлин и платежей.
СУР рассматривается в мировой практике, как предмет таможенного контроля возрастающих объемов внешнеторговых операций, и ни одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять комплексный мониторинг внешнеторговых операций без ущерба для самой внешней торговли. С учетом этого, таможенная служба вынуждена осуществлять таможенный контроль основываясь на принципе выборочности.
Таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу, представляет угрозу экономической безопасности РФ. Разработана целая серия продуктов, связанная с риском. Анализ риска — это метод, который позволяет организовать эффективный, централизованный и единый таможенный контроль во всех областях, с целью получения сопоставимых результатов.
Этой проблемой занималась А. И. Калашникова — соискатель кафедры КиАП ЮУрГУ, руководитель отдела регистрационного подразделения Магнитогорской таможни, и полагала, что кодекс ТС не закрепляет СУР в форме таможенного контроля, и предопределяет его в качестве принципа «анализ системы управления рисками». Принцип выборочности таможенного контроля должен сократить время проведения таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности .
Правоприменительная практика показывает, что наиболее эффективным в таможнях использованы «рамочные» профили риска, основанные на использовании собственной интуиции и иных сведений.
Также, в этой проблеме принял участие доктор технических наук, Афонин Петр Николаевич — профессор, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, академик Международной Академии прогнозирования, академик Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Он считал, что эффективность системы управления рисками — это способность системы обеспечивать экономический, социальный эффект при осуществлении таможенных услуг, которые связаны с использованием анализа возможных изменений состояний объекта, анализа риска, которые определены в статье 129 Таможенного кодекса Таможенного союза .
Общая оценка эффективности зависит от оценок СУР для отдельно отведенных направлений. Направления оценки эффективности тесно связаны между собой. Эффективность системы управления рисками прямопропорционально зависит от качества организации и осуществления таможенного контроля.
Управление рисками включает в себя: методы для регистрации ущерба в материальном, экономическом, социальном и других аспектах; создание и внедрение методов прогнозирования рисков; оценка сравнительной эффективности мер и методов управления рисками, а также разработка рекомендаций по их использованию в определенных ситуациях [6]. Меры и методы управления рисками представлены на рис. 1.
В настоящее время таможенные органы осуществляют мониторинг применения соответствующего таможенного контроля. Факторы, которые влияют на причины и последствия возникновения нарушений таможенного законодательства, представлены в схеме, рекомендованной стандартом ИСО 31010:2009, представлены на рис. 2.
Рис. 2 показывает причины риска нарушения таможенного законодательства, которые могут быть следующими: недостатки нормативных документов в области таможенного законодательства; слабое техническое оснащение таможенных органов; участие в международной торговле со стороны недобросовестных участников ВЭД; коррупция в таможенных органах РФ.
Анализ данной схемы — это простой способ визуализировать информацию о причинах и последствиях рисков и препятствий их контролирования, который может предотвратить, ослабить или стимулировать происходящие события.