Бесплатно по РФ
8(800)551-53-21
Skype: cls-talor.ru
Email: cls-info@talor.ru

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНИ КАК АГЕНТА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. Часть 2.

Начало статьи по ССЫЛКЕ

Из вышеприведенных данных видно, что количество дел об административных правонарушениях (АП), ответственность за которые предусмотрена ст.

15.25   КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» за 2014 — 2016 гг. выросло на 9,7%, при этом количество составленных протоколов по результатам проверок за 2014-2016 уменьшилось на 4,93%.

Челябинской таможней в 2016 года проведено 193 проверки, в ходе которых выявлено нарушений в сфере валютного законодательства на сумму 659,3 тыс. руб. Возбуждено 116 дел об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ. В том числе два дела по факту уклонения резидентов от обязанности возврата денежных средств по внешнеторговым сделкам, уплаченных нерезидентами за не ввезенные в Российскую Федерацию товары (ч.5 ст.

 15.25     КоАП РФ). На рис. 3 представим структуру правонарушений ст.15.25 КоАП за 2014 — 2015 гг.

Как видно из рисунка, большинство правонарушений было выявлено по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ «Несоблюдение установленного представления форм учета и отчетности по валютным операциям».

 Таможенное оформление ценностей, перемещаемых физическими лицами через границу РФ за 2014-2016 гг., по данным Челябинской таможни, представлено в таблице 2.

Анализ данных за период, начиная с 2014 и до 2016 года, показал, что в 2014 году было наибольшее значение суммы перемещенной наличной валюты (валюты Российской Федерации и иностранной валюты)- всего 10,9 млрд. дол. США, в том числе 6,6 млрд. дол. при вывозе, 4,3 млрд. дол. при ввозе. Осуществление валютного контроля в части реализации процедуры движения валютных ценностей, валюты Российской Федерации, дорожных чеков физических лиц в отчетном периоде регулируется положениями Закона № 173-ФЗ и Соглашением о порядке передачи физическими лицами денежных средств и / или денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденное решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 51.

Ежегодно при осуществлении валютного контроля таможенные органы сталкиваются с выявлением сомнительных внешнеэкономических операций. В Челябинской таможне на сегодняшний день существует много проблем, негативно виляющих на работу ведомства в целом.

С появлением Таможенного союза и либерализацией современного законодательства совершенствуются и технологии отмывания денежных средств. В основу преступных схем обычно заложен стандартный набор критериев с незначительными ситуационными модернизациями. В числе определяющих — как раз отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через внутренние границы Таможенного союза.

Снижает информационную прозрачность внешнеторговых операций и отсутствие унифицированных статистических форм учета и контроля за товарами и хозяйствующими субъектами. В соответствии с действующим законодательством сведения о взаимной торговле, заявляемые в статистических формах российскими участниками ВЭД, носят лишь уведомительный характер, поскольку представление в ФТС России подтверждающих эти сведения документов не предусмотрено.

Пробелы налогового законодательства, способствующие созданию «фирм-однодневок», также способствуют усложнению работы по противодействию незаконным финансовым операциям. Давно назрела необходимость внесения изменений в законодательство, которое бы устранило действующие схемы по выводу капитала незаконным путем.

Выводы

Выходом из данной ситуации является осуществление банковских валютных операций по контрактам в рамках страховых сумм либо суммы уставного капитала. Сейчас суммы уставных капиталов большинства фирм однодневок — это пять-десять тысяч рублей, а суммы валютных операций измеряются миллионами, а то и вовсе миллиардами долларов. Это позволяет организаторам преступных схем избегать ответственности по таможенному и валютному законодательству, предусматривающему серьезные финансовые санкции.

В целом валютное законодательство Российской Федерации сложно даже специалистам, не говоря об участниках внешнеэкономической деятельности, в рамках которых действуют как юридические, так и физические лица. Поэтому для осуществления валютного контроля на высоком уровне требуется совершенствование нормативно-правовой базы валютного контроля, в этом случае денежно-кредитная и валютная политика государства в целом будет эффективной.

 Валютный контроль является одним из наиболее жестких административных ограничений на свободу внешнеэкономических связей. Во время экономического кризиса, который с 2014 года особенно сильно наблюдался в российской экономике, многие страны прошли через него, установив валютные ограничения на внешнюю торговлю, государство тем самым фактически признает, что на данный момент ему не хватает экономических рычагов для создания привлекательного инвестиционного климата в стране, который мог бы лишить смысла скрыть валютные средства за рубежом.

-->